Заключение

Пластиковые карточки выступают ключевым элементом электронных банковских систем, все более активно вытесняя привычные, но, тем не менее, устаревающие чековые книжки и наличные банкноты.

На сегодняшний день российский банковский рынок наполнен всевозможными типами пластиковых карт как международных (распространяемых отдельными российскими кредитными учреждениями по соглашению с зарубежными), так и чисто внутренних, выпуском которых банки России занимаются самостоятельно.

В последнее время некоторые российские банки создают альянсы на рынке пластиковых карт, которые, с одной стороны, являются первыми шагами к созданию национальной платежной системы, а, с другой, - повышают уровень сервиса, способствуют снижению тарифов на услуги банков, связанные с выпуском и обслуживанием карт, расширяют географию приема карточек, снижают себестоимость операций.

Объединившись, банки получают возможность более эффективно отстаивать свои интересы в международных карточных компаниях, а российская платежная система приобретает большую значимость на международном рынке.

Ведение карточек позволило банкам преодолеть пространственные ограничения по привлечению и обслуживанию клиентуры.

Карточка позволяет клиенту совершать операции вдали от банковских филиалов - рассчитываться за товары, получать деньги в системе автоматов и т.д. Клиент уже географически не привязан к банку, что расширяет круг пользователей его услугами.

Операции с карточками - прибыльный бизнес для банков. Они взимают комиссионные сборы и проценты, как с владельцев карточек, так и с продавцов. Операции с пластиковыми карточками открыли новые перспективы финансового обслуживания клиентов и соответственно расширили возможности получения банковской прибыли.

В качестве выводов можно выделить следующее:

1. Пластиковая карта - это многоразовый платежный и кредитный инструмент длительного пользования, обладающий наиболее высокой на сегодня степенью защиты подделок и к тому же содержащий идентификационную информацию о держателе карточки, позволяющий производить проверку его платежеспособности.

2. В настоящее время пластиковый бизнес - это более 1,3 млрд. выпущенных карт. Ежегодный мировой оборот превышает З трлн. долл. Платежные карты принимаются больше чем 20 млн. торгово-сервисных предприятий. Около полумиллиона банковских отделений предоставляющих услуги, проводят операции с платежными картами, а число банкоматов превысило 700 тыс.

3. Наряду с локальными (национальными) системами всё более широкое развитие получают международные системы расчетов с использованием платежных карт. Основная часть мирового рынка пластиковых карт контролируется двумя крупнейшими компаниями: Visa International и MasterCard International. Если разделить весь мировой рынок пластиковых карт на сферы влияния основных игроков - платежных систем, то получил следующая картина: на платежную систему Visa приходится около 57%, MasterCard примерно 26%, на American Express - порядка 13%, и на другие - 4%.

Подводя итог, можно отметить, что все сложности и проблемы, связанные с развитием конкурентной борьбы на международном и российском рынке, снижением стоимости карточек и взимаемых комиссионных за пользование ими, развитием инфраструктуры рынка пластиковых карт, выпуском, помимо дебетовых и магнитных, кредитных и микропроцессорных карт в скором времени будут преодолены, а широкое практическое применение пластиковых денег сможет продемонстрировать все преимущества и несомненные удобства этого способа расчетов.

Банковские операции

Как показывает опыт развитых стран, важная роль в экономической системе и в обеспечении экономического и социального развития государства принадлежит банковскому сектору. >>>

Центральный банк

Статус, цели деятельности, функции и полномочия Центрального банка Российской Федерации (Банка России) определяются Конституцией Российской Федерации... >>>

Валютная система

Международная торговля товарами и услугами, международное научно-техническое и производственное сотрудничество, международная миграция капитала ведут к... >>>

Банковский кредит

Банковский кредит — необходим инструмент стимулирования народного хозяйства, без которого не могут успешно работать товаропроизводители. >>>