Основные этапы становления банковской системы Республики Казахстан
В целом, можно констатировать, что жесткие требования Нацбанка к уровню капитализации банков ускорили оздоровление банковского сектора за счет слияния/присоединения банков, добровольного преобразования низкокапитализированных банков в кредитные товарищества, аннулирования лицензии на проведение всех банковских операций и применения процедуры принудительной ликвидации в отношении финансово неустойчивых и неплатежеспособных банков. Все это позволило сформировать устойчивую банковскую систему с высококапитализированными банками, осуществляющими свою деятельность на уровне международных стандартов
Количество банков за годы реализации Программы (1996–2001 годы) значительно сократилось за счет тех, финансовое состояние которых было неустойчивым (таблица 3).
Таблица 3 – Структура банковского сектора и сведения о переходе банков второго уровня к международным стандартам в 2001 году
на01.01.01 г. |
Ha01.01.02 г. | |
Количество банков (БВУ), в т.ч.: |
48 |
44 |
Банки, выполнившие требования уровня к международным стандартам |
1 |
12 |
Банки, отнесенные к I группе |
11 |
4 |
Банки, отнесенные к II группе |
24 |
17 |
Банки, не выполнявшие требования Программы |
7 |
4 |
Банки, не включенные в Программу |
1 |
2 |
Дочерние банки, чьи родительские байки-нерезиденты имеют рейтинг категории «А» |
3 |
3 |
Банки, на которых требования Программы не распространяются |
1 |
21 |
Примечание – Источник финансовая отчетность банков за 2001–2002 гг. |
По данным таблицы 3 в 2001 году процесс перехода банков второго уровня на международные стандарты деятельности резко активизировался, что было обусловлено главным образом целенаправленной работой, проводимой Национальным банком Казахстана и продолжающимся развитием банковского бизнеса в республике.
В начале 2000 года 16 банков стали и участниками системы коллективного гарантирования (страхования) срочных вкладов физических лиц. Активное привлечение сбережений населения в банки привело в конечном итоге к росту объемов проводимых банками активных операций, повышению их конкурентоспособности, снижению себестоимости банковских услуг и в конечном итоге доступности их для широких слоев населения республики. В течение 2000 года число банков-участников данной системы увеличилось до 18, а к настоящему времени – более 20.
Также совершенствовалась система зашиты вкладов населения – в апреле 2000 года были внесены изменения и дополнения в банковское законодательство, по банковской тайне применительно к депозитным счетам физических лиц .
Комплекс мер по защите вкладов граждан в банках привел к повышению доверия населения к банковской системе, а в сознании людей произошел своего рода «перелом», когда они перестали хранить деньги в «чулках» и предпочитают для своих сбережений отечественные банки.
Самым серьезным изъяном в философии создания современной банковской системы на этапе перехода от командной экономики к рынку была однозначная наполненность основных нормативных актов, касающихся функционирования коммерческих банков, так называемым «макро содержанием», взглядом сверху, при котором коммерческие банки рассматриваются в качестве объектов управления, исключительно нацеленных на решение макроэкономических задач.
Третий этап развития банковской системы Казахстана начался в 2003 году с разработкой и принятием Концепции развития финансового сектора на 2003–2006 годы.
Главная цель Концепции – определение стратегических задач, стоящих перед финансовой системой, основных направлений деятельности на перспективу.
В настоящее время финансовый сектор находится на таком уровне, когда основные реформы уже проведены законодательно, нормативная база в целом построена. Задачи, которые ставились в начале процесса реформирования, уже выполнены. В связи с полной передачей Национальному банку Казахстана функций по регулированию всего финансового рынка встала задача комплексного определения путей развития финансового сектора.