Программа негосударственного пенсионного обеспечения

Страница 1

9 июля 2003 года Президент Украины подписал Законы Украины "Об общеобязательном государственном пенсионном страховании" №1058-IV и "О негосударственном пенсионном обеспечении" №1057-IV, которые вступили в силу 01.01.2004г. и определили концепцию пенсионного обеспечения в нашей стране. В соответствии с указанными Законами, пенсионное обеспечение в Украине представляет собой трехуровневую систему:

Первый уровень - общеобязательная солидарная система пенсионного страхования. Финансирует за счет средств пенсионного фонда так называемые базовые (минимальные, но гарантированные) пенсии. Размер пенсий здесь будет зависеть от размера заработной платы работника, с которой уплачивались взносы, а также страхового стажа.

Второй уровень представляет собой общеобязательную накопительную систему. Предполагается, что после введения этого уровня, то есть создания накопительного пенсионного фонда, будут снижены ставки отчислений в пенсионный фонд, которые уплачивает работодатель. Часть средств будет вносить за себя сам работник, но уже в накопительный фонд. Они будут учитываться на индивидуальных накопительных пенсионных счетах и являться собственностью плательщика с дальнейшим инвестированием и получением инвестиционного дохода в пользу застрахованного лица. После достижения пенсионного возраста из этих средств государство будет осуществлять пенсионные выплаты застрахованному лицу. Законом определено, что "Размер страховых взносов, в том числе размер части взносов, которые направляются в накопительный фонд, устанавливается Верховной Радой соответственно для страховщиков и застрахованных лиц по результатам актуарных расчетов". Причем размер страховых взносов предполагается устанавливать на каждый бюджетный год по-новому. Данные подаются в Верховную Раду Украины вместе с проектом Закона Украины "О государственном бюджете Украины на следующий бюджетный год".

Третий уровень - негосударственные пенсионные фонды

Система негосударственного пенсионного обеспечения, которая базируется на принципах добровольного участия граждан, а так же работодателей в формировании пенсионных накоплений, с целью получения гражданами дополнительных к общеобязательному государственному пенсионному страхованию пенсионных выплат за счет отчислений на негосударственное пенсионное обеспечение и инвестиционного дохода, начисленного на пенсионные активы. Негосударственный пенсионный фонд - юридическое лицо, созданное в соответствии с данным Законом, которое имеет статус неприбыльной организации (непредпринимательского общества), функционирует и осуществляет деятельность исключительно с целью накопления пенсионных взносов в интересах участников пенсионного фонда с последующим управлением пенсионными активами, а также осуществляет пенсионные выплаты участникам отмеченного фонда в определенном Законом порядке.

Участник негосударственного пенсионного фонда - физическое лицо, в пользу которого производятся пенсионные взносы в негосударственный пенсионный фонд.

Негосударственные пенсионные фонды создаются в форме непредпринимательских обществ. НПФ не имеют уставного капитала, наёмных работников и не ведут никакой хозяйственной деятельности. Единственный вид их деятельности – услуги по негосударственному пенсионному обеспечению.

Перед регистрацией в государственных органах устав НПФ подлежит утверждению в Госфинуслуг. Неотъемлемой частью устава НПФ являются пенсионные схемы, определяющие порядок и условия осуществления фондом негосударственного пенсионного обеспечения его участников. Устав и пенсионные схемы – публичные документы, с ними может ознакомиться каждый вкладчик и участник НПФ.

Основатели НПФ в течении трёх месяцев со дня регистрации фонда должны создать из своих представителей совет фонда в количестве не меньше пяти человек. Совет контролирует текущую деятельность фонда и решает основные вопросы его работы. К членам советов НПФ выдвигается ряд квалификационных и иных требований. В частности, они должны иметь квалификационные свидетельства на право занимать должность члена совета НПФ, их кандидатуры согласовываются с Госфинуслуг. После согласования совета НПФ, из его состава избираются глава и секретарь совета.

Страницы: 1 2

Банковские операции

Как показывает опыт развитых стран, важная роль в экономической системе и в обеспечении экономического и социального развития государства принадлежит банковскому сектору. >>>

Центральный банк

Статус, цели деятельности, функции и полномочия Центрального банка Российской Федерации (Банка России) определяются Конституцией Российской Федерации... >>>

Валютная система

Международная торговля товарами и услугами, международное научно-техническое и производственное сотрудничество, международная миграция капитала ведут к... >>>

Банковский кредит

Банковский кредит — необходим инструмент стимулирования народного хозяйства, без которого не могут успешно работать товаропроизводители. >>>