Понятие морского страхования

Страница 2

1. Грузополучатель или грузоотправитель — в зависимости от условий перевозки — заключает договор страхования грузов.

2. Судовладелец должен застраховать:

· свою ответственность за возможное несохранение груза;

· свою же ответственность в случае, когда вред был нанесен третьим лицам;

· каско самого судна;

· риск потери фрахта.

3. Судовой менеджер (если судно является объектом настоящего менеджмента) страхует свою ответственность — за неправильное использование судна.

4. Фрахтовый брокер заключает договор страхования от профессиональных ошибок.

5. Фрахтовальщик, полис которого покрывает ответственность перед третьими лицами, в том числе и перед владельцем судна за его повреждение или гибель, также должен застраховаться.

6. Субфрахтовальщик, если такой есть, также страхует свою ответственность

7. Стивидорни компании или операторы терминалов страхуют свою ответственность за гибель или повреждение грузов.

8. Портовая власть покрывает свою ответственность перед третьими лицами — особенно ввиду того, что они отвечают за навигационную безопасность в акватории порта.

9. Лоцманы, если они являются отдельными от портовой власти компаниями, страхуют свои профессиональные ошибки.

10. Судовые агенты страхуются от профессиональных ошибок.

11. Страховые брокеры (один из которых — автор этих строк) также обязаны иметь полис, который покрывает их профессиональные ошибки.

И перечень этот далеко не полон.

Практически у каждого участника транспортной цепочки может быть свой договор страхования.

Страхование каско судов (СКС) — вид морского страхования, которое обеспечивает защиту судовладельцев и других лиц, связанных с эксплуатацией судов (дальше — судовладельцев), от рисков причинения убытка через гибель принадлежащих им судов.

Виды убытков. Независимо от расхождений в национальных условиях страхования каско, о которых будет идти речь дальше, все страховые рынки предоставляют покрытия от опасностей, которые можно разделить на три группы:

· непосредственно связанные с физической гибелью, повреждением или ломанием корпуса, машин или оборудования судна;

· связанные с возникновением ответственности перед третьими лицами;

· расходы судовладельца.

Физическая гибель, повреждение, ломание

В этой группе различают:

· полную гибель — фактическую (разрушение, затопление, исчезновение судна, без вести) или конструктивную (судно не разрушено в целом, но его возобновление или спасание экономически нецелесообразно, как, скажем, тогда, когда оно лежит на коралловом рифе и стоимость операций из его снятия превысит соответствующую страховую сумму);

· повреждение корпуса;

· поломки машин и оборудования судна.

Страховая компания возмещает соответствующие убытки страхователя, что бы там ни было: стоимость погибшего судна или затраты из ремонта его корпуса, машин и оборудования. Расходы из ремонта составляют перечень, который хотя и никакими условиями страхования не предусмотрено подавать обстоятельно, хорошо известный из практики претензионной работы. Сюда принадлежат, например, стоимость металла или запасных частей, затраты, из перехода судна к месту ремонта, запада, в порт, установления и выхода из доку, использованные во время перехода к месту ремонта и в процессе испытаний пальне и смазочные материалы, зарплата экипажа за период перехода к месту ремонта, затраты, на доставку запасных частей, в том числе самолетом, и много других позиций.

Ответственность перед третьими лицами. С середины ХІХ века на судовладельца стали возлагать обязательство возмещать убытки другого судовладельца, если судно первого признавалось виновным в столкновении судов. Договор СКС с самого начала стал возмещать только платежи, которые касаются пострадавшего судна и его ремонта, а не погибших на нем людей или грузов. При этом считалось, что в любом столкновении есть частица вины застрахованного судовладельца, а потому по условиям страхования каско возмещалось только 3/4 его расходов. Постепенно страхование остальных 1/4 начали осуществлять страховщики ответственности.

По некоторым национальным условиям СКС (в первую очередь, за немецкими и норвежскими) можно застраховать платежи владельцам поврежденных судном береговых или плавучих сооружений — причалов, кранов, составов.

На основании разного рода специальных условий можно застраховать ряд рисков ответственности перед третьими лицами. Такие риски покрываются, как правило, полисом страхования ответственности судовладельца (в частности, за английскими Предостережениями о страховании рыбацких судов, Предостережениями о страховании портовых рисков, Предостережениями о страховании яхт — ответственности за гибель или травмы третьих лиц).

Расходы судовладельца. Один из видов расходов касается общей аварии. Когда какая-то опасность угрожает в то же время и судну, и гружу, какой оно перевозит, судовладелец может прибегнуть к расходным мероприятиям, чтобы спасти свое дело (морские перевозки): зайти в порт-убежище, перегрузить груз, чтобы снять судно из мели, оплатить услуги спасателей. Такие целесообразные расходы относятся на общую аварию и распределяются между судовладельцем и грузовладельцами. Частица, которая приходится на судовладельца, возмещается по договору страхования каско.

Страницы: 1 2 3 4

Банковские операции

Как показывает опыт развитых стран, важная роль в экономической системе и в обеспечении экономического и социального развития государства принадлежит банковскому сектору. >>>

Центральный банк

Статус, цели деятельности, функции и полномочия Центрального банка Российской Федерации (Банка России) определяются Конституцией Российской Федерации... >>>

Валютная система

Международная торговля товарами и услугами, международное научно-техническое и производственное сотрудничество, международная миграция капитала ведут к... >>>

Банковский кредит

Банковский кредит — необходим инструмент стимулирования народного хозяйства, без которого не могут успешно работать товаропроизводители. >>>