Некоторые общие положения морского страхования

Классификационное предостережение.

Договор морского страхования не может быть заключен, если судно не имеет определенного класса, который отвечает требованиям страховщиков. Критерии во всемирном масштабе устанавливались британским Классификационным предостережением 354, которое с 1 января 2001 года действующее в новой редакции. Согласно ней для всех судов, кроме судов каботажного плавания, приемлемыми признаются лишь классы членов МАКТ (Международной ассоциации классификационных обществ — IACS). По состоянию на начало 2001 года к МАКТ входил Российский регистр судоходства, а Украинский еще не входил. Из-за этого создаются определенные трудности для страхования на международном рынке судов, которые имеют класс Украинского регистру.

Важно, что действующий класс должен быть имеется не только на момент заключения договора страхования, но и в течение всего периода его действия.

География плавания.

Не менее существенное условие: договор страхования действующий в пределах определенного географического региона.

Британские институтские предостережения (Institute Warranties) 26 от 1 июля 1976 года запрещают плавание в определенных широтах Атлантического побережья Северной Америки, на Балтийском море — в определенное время года, в водах Северного Ледовитого океана — севернее 70-ї широты за исключением разрешенного плавания в норвежские порты и в Мурманск, на российском Дальнем Востоке — до полуночи от 46-ї параллели и к югу от 50-ї параллели южной широты.

Выходы за пределы отмеченных Предостережений могут страховаться лишь при условии уплаты дополнительной премии, иногда очень существенной, хотя могут быть согласованы и другие варианты. Норвежские и немецкие условия определяют несколько другие географические пределы.

Простои судов.

Стандартные условия страхования предусматривают возвращение части премии за время стоянки судна в безопасном порту свыше 30 дней.

Однако с начала 90-х годов ХХ века распространилось страхование на базе условий Cancеlling Returns Only (CRO), согласно которым премия возвращается лишь в случае расторжения договора страхования, а не в случае простоя судна.

Мореплавность судна.

Существенным как для страховщиков, так и для судовладельцев, есть вопрос о мореплавність суднах (Ship’s Seaworthiness), точнее важны те случаи, когда страховщики признают судно немореходным (unseaworthy) и страховое возмещение не выплачивается.

Судно считается мореходным, когда оно из всех взглядов подготовлено до того, чтобы противостоять обычным опасностям мореплавания во время застрахованного морского похода. Если за участием и с согласия страхователя судно ссылается в рейс в немореходном состоянии, страховщик не несет ответственность за убытки, связанные с такими обстоятельствами.

Кодекс МККБ.

Соответствие судов требованиям Международного кодекса управления безопасностью (МККБ, английской — ISM) стало обязательным для части судов с 1 июля 1998 года, а для остальных — с 2002 года. Наиболее серьезно это требование действует в страховании каско, ответственности судовладельцев, а также в страховании грузов.

Банковские операции

Как показывает опыт развитых стран, важная роль в экономической системе и в обеспечении экономического и социального развития государства принадлежит банковскому сектору. >>>

Центральный банк

Статус, цели деятельности, функции и полномочия Центрального банка Российской Федерации (Банка России) определяются Конституцией Российской Федерации... >>>

Валютная система

Международная торговля товарами и услугами, международное научно-техническое и производственное сотрудничество, международная миграция капитала ведут к... >>>

Банковский кредит

Банковский кредит — необходим инструмент стимулирования народного хозяйства, без которого не могут успешно работать товаропроизводители. >>>